пятница, 31 мая 2019 г.

Летнее чтение

Уважаемые родители!
    Лето - пора не только для отдыха, но и для развития Ваших детей. Ежедневное чтение не только не повредит, но и поможет ребёнку стать более уверенным, знающим, грамотным. 
  Предложенный список состоит из двух частей. Жирным шрифтом выделены темы будущих внеклассных чтений (примерно в таком порядке, как они будут проходить в учебном году). Затем на каждую тему предлагается примерный список литературы. Этот список может вами индивидуально корректироваться (сокращаться или дополняться, в зависимости от читательской активности вашего ребёнка, а также имеющейся в библиотеке литературы).

Не забудьте вести Читательский дневник (письменно)!!!
1. Устное народное творчество: загадки, потешки, прибаутки, небылицы, считалки.
2.Русские народные сказки. Сказки народов мира.
3. Весёлые истории и стихи для детей.
Г.Остер «Вредные советы»
М .Зощенко «Учёная обезьянка»
Ю.Мориц «Большой секрет для маленькой компании»(стихи)
К.Чуковский "Айболит", "Бармалей", "Мойдодыр" и др.
4. Книги о детях, школьной жизни, дружбе
Н. Носов «Фантазёры»
В. Голявкин «Как я под партой сидел»
Л. Пантелеев «Честное слово»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
5. Книги о природе, братьях наших меньших
В.В.Бианки «Лесные домишки»
Б.С.Житков «Рассказы о животных»
К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
Е. Чарушин «Про Томку», «Волчишко»
Н.Сладков «Лесные сказки»
С.Маршак «Детки в клетке»
6. Почемучкины книги
Р.Киплинг Рассказы. «Почему у кита такая глотка?», « Отчего у верблюда горб?»,
Д.Родари «Почему?», «Отчего?», «Зачем?», Справочник «Что такое ? Кто такой?», энциклопедии для детей.

ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ
  Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для летнего чтения. Требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет. Давайте же разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.
 Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий — я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла.» Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?! 
   Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит, т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось. 
«Моей это не надо, и делает из-под палки. Любви к чтению у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?
  В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
   При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
  Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
  Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
 Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя. 
  Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости , подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
Как же оформить читательский дневник?
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. 
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к оформлению минимальны. 
Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год (в неё будете записывать книги по внеклассному чтению), а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:
дата чтения,
♦ название произведение,
♦ автор,
♦ главные герои
♦ «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста (если это возможно).
  При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
   Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и , конечно, о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это тоже чтение. 
  Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.
  Рисунки делаются по желанию. Это могут быть также тематические наклейки или вырезки из детских журналов, которые подходят по сюжету. Можно распечатать раскраску, которую можвно вклеить в дневник и раскрасить. Такие вклейки и рисунки очень украшают и оживляют Дневник.
  Если вы читали стихи, загадки, потешки,  то можно списать одно четверостишие или 1-2 понравившиеся загадки с отгадками.
  Если вы читали несколько произведений по одной тематике, то можно оформить название раздела, после прочтения произведений оставить место на этой странице, чтобы дописать в течение года другие произведения по данной теме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий